На заседании Президиума НАНА был заслушан отчет Отделения биологических и медицинских наук
01.02.2018

31 января в Институте молекулярной биологии и биотехнологийсостоялось заседание Президиума НАНА.

Открыв заседание вступительным словом, президент НАНА, академик Акиф Ализаде, довел до внимания участников мероприятия вопросы повестки дня.

Затем был заслушан отчет Отделения биологических и медицинских наукНАНА (ОБМН).

Выступивший с докладом, отражающим научную и научно-организационную деятельность отделения в 2017 году, академик-секретарь ОБМН, академик Ахлиман Амирасланов отметил, что за основу деятельности научных учреждений отделения были взяты указы и распоряжения Президента Ильхама Алиева, постановления и распоряжения Кабинета министров Азербайджанской Республики, государственные программы, национальные стратегии, постановления Общего собрания и Президиума НАНА, распоряжения президента Академии.

В докладе сообщалось, что исследования велись в таких сферах, как изучение, восстановление, охрана, рациональное использование биоразнообразия, почвенных и водных ресурсов, создание на основе этих исследований баз данных, изучение молекулярно-генетических и физико-химических основ биологических процессов, геномные и протеомные исследования, разработка фундаментальных основ новых биотехнологий, изучение физиологических и молекулярно-генетических основ болезней человека, применение высоких технологий и стволовых клеток при разработке новых методов диагностики и лечения, лекарственных препаратов и в репродуктивной медицине.

Академик Ахлиман Амирасланов отметил, что в институтах отделения велись исследования в различных сферах, охватывающие 18 проблем, 92 темы, 245 работ и 468 этапов: «Завершены 6 работ и 468 этапов. Медицинскими учреждениями, которые функционируют вне отделения, велись исследования, охватывающие 32 проблемы, 137 тем, 291 работу и 615 этапов, 48 работ и 211 этапов завершены. В 2017 году в научных и образовательных учреждениях были продолжены исследования в аграрной сфере, охватывающие 27 проблем, 101 тему, 210 работ и 293 этапа».

Академик сообщил, что в прошлом году в институтах ОБМН были изданы 1089 трудов, в научно-исследовательских институтах Министерства здравоохранения Азербайджанской Республики и Азербайджанском медицинском университете – 2753 труда, институтах аграрной сферы и Азербайджанском государственном аграрном университете – 1496 научных трудов в целом. При участии ученых ОБМН были подготовлены 11 учебников. За рубежом изданы 950 статей, 317 из них опубликованы в журналах с импакт-фактором.

Сказав, что в отчетный период в Институте генетических ресурсов впервые был полностью прочитан геном местного сорта граната, имеющего кисло-сладкий вкус, и произведен транскриптомный анализ по его шести органам, академик-секретарь отметил, что в геноме граната были выявлены 51160 генов, которые входят в 5485 семейств генов.

Говоря о видах растений, обнаруженных учеными Института ботаники и относящихся в флоре Кавказа и Азербайджана, академик Ахлиман Амирасланов рассказал и о прочих важных результатах: «Обнаружены два вида растений под названием Myosotis schistosa A.P.Khokhr. и Adonis persica Boiss., а также новый для науки патогенный вид гриба на каштановом дереве; в результате исследований, которые велись над виноградом в Азербайджане, учеными Института молекулярной биологии и биотехнологий были обнаружены четыре новых для науки генотипа. Из растений были изготовлены солнечные батареи на основе TiO2, получен электрический ток».

Ученый отметил, что открытие под названием «Метод озонирования семян сельскохозяйственных растений перед посевом», сделанное в результате совместных исследований Института генетических ресурсов и Национальной академии авиации, нашло свое применение в хозяйствах нескольких административных районов и в компании «Azersun Holding».

Говоря о мероприятиях, осуществленных в прошлом году в сфере интеграции науки и образования, академик сообщил, что ученые ОБМН занимались научно-педагогической деятельностью в ряде высших учебных заведений республики и принимали участие в подготовке высокоспециализированных кадров.

Отметив, что институты отделения участвовали в различных республиканских и международных грантовых проектах, академик добавил, что исследования велись на основе 37 проектов, которые финансировались Фондом развития науки при Президенте Азербайджанской Республики и некоторыми зарубежными фондами.

На мероприятии говорилось также о международном сотрудничестве в сфере подготовки кадров и грантовых программах. Подчеркнув, что ученые вели исследования в известных зарубежных университетах и освоили новые методики, академик Ахлиман Амирасланов отметил, что четыре сотрудника обучались в докторантуре за рубежом, 34 сотрудника отделения прошли практику в зарубежных научных центрах. Наряду с этим, академик сообщил, что с исследованиями, которые ведутся в институтах отделения, ознакомились больше 120-ти зарубежных ученых.

Академик-секретарь отметил, что международные связи институтов отделения нацелены, в основном, на осуществление совместных научно-исследовательских работ и проектов, организацию мероприятий и международных экспедиций, а также публикацию научных статей при соавторстве в авторитетных журналах. Он сообщил, что налажено научное сотрудничество с известными университетами и научно-исследовательскими учреждениями США, Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Турции, России, Украины, Казахстана, Грузии и Египта, а также с ботаническими садами различных стран.

Академик Ахлиман Амирасланов рассказал о деятельности лабораторий «Биоразнообразие и климатические изменения» и «Микология и патология леса» Института ботаники, международных лабораторий «Компьютерная структурная биология», «Молекулярные биотехнологии», «Молекулярная биоинженерия», «Протеомикс», «Бионанотехнологии», созданных в Институте молекулярной биологии и биотехнологий под руководством ведущих ученых мира.

Отметим, что в отчетном году распоряжениями Президента Ильхама Алиева академик Ахлиман Амирасланов был удостоен ордена «Шараф» («Честь»), академик Гариб Мамедов – ордена «Шохрат» («Слава»), члены-корреспонденты НАНА Новруз Гулиев и Алишир Мусаев – медали «Тарагги» («Прогресс»), член-корреспондент НАНА Судейиф Имамвердиев – персональной пенсии Президента Азербайджанской Республики.

После прослушивания доклад был утвержден, важные результаты одобрены и включены в годовой отчет НАНА.