Статья учёных-ботаников опубликована в высокоиндексном журнале
03.05.2024

В журнале «International Journal of Secondary Metabolite» (Tubitak) опубликована статья «Генетическая структура и молекулярный анализ распространенных в Азербайджане видов рода Artemisia», написанная в соавторстве с учеными Института ботаники Министерства науки и образования Азербайджанской Республики.

Авторы статьи – генеральный директор Института ботаники, заведующая Отделом этноботаники, профессор Сайяра Ибадуллаева, научный сотрудник отдела Нармин Садыгова, старший научный сотрудник лаборатории структуры и экспрессии генома ИМВВ, д.ф.п.б., доцент Аламдар Мамедов, ведущий научный сотрудник Зарифа Сулейманова и доцент департамента Науки о жизни Университета Хазар, д.ф.п.б., Джавид Оджак.

В статье отмечается, что с использованием RAPD-праймеров изучены филогенетические связи и генетическая структура 10 генотипов Artemisia szowitziana и Artemisia fragrans, собранные в различных регионах Азербайджана. На основе выбранных маркеров RAPD среди образцов полыни всего 94 спектра ДНК были амплифицированы.

В ходе эксперимента 3 спектра были амплифицированы с использованием праймера OPA-02 и 12 спектров получены с использованием праймера OPW-17.

При изучении генетического разнообразия образцов, принадлежащие к различным популяциям видов Artemisia szowitziana и Artemisia fragrans, на основе 10 RAPD-маркеров среднее значение количества PIC равное 0,864, свидетельствует о богатом генетическом разнообразии среди взятых образцов.

Кластерный анализ с использованием индекса генетического сходства Джаккарда и метода UPGMA разделил изученные образцы полыни на 6 основных групп. Анализ главных компонентов (PCA) оправдал себя 74,22% от общей вариации.

На основании полученных результатов можно сказать, что на молекулярном уровне существует большое разнообразие между популяциями Artemisia szowitziana (1-2 и 4-6 образцов) и Artemisia fragrans (3,5,7 и 8,9, 10 образцов) распространённые в Азербайджане.

Отметим, что International Journal of Secondary индексируется в научных базах данных SCOPUS, TR Dizin, DOAJ, CrossRef.